Ф И З И Ч Е С К А Я К У Л Ь Т У Р А
Пояснительная записка
Учебная программа «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» составлена на основе программы, подготовленной в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, автора А.П. Матвеев.
На изучение учебного материала по предмету «Физическая культура» в планировании отводится 102 часа (3 ч в неделю), где 2 часа взяты из что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется направленностью:
— на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально-климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
— на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
— на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов:
«Знания о физической культуре» (информационный компонент);
«Способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент)
«Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжные гонки» и «Плавание». При этом подвижные игры, исходя из предметности содержания и направленности, также соотносятся с этими видами спорта. В отличие от прежних программ по физическому воспитанию, в настоящей программе предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Эти упражнения объединены в самостоятельную тему, которая завершает изложение учебного материала каждого класса. Такая структура раздела «Физическое совершенствование» позволяет учителю отбирать физические упражнения и разрабатывать на их основе различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из возрастно-половых особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Во II классе акцент в содержании обучения смещается на освоение школьниками новых двигательных действий, применяемых в гимнастике, лыжных гонках, лёгкой атлетике и спортивных играх. Вместе с тем сохраняется в большом объёме обучение комплексам общеразвивающих физических упражнений разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно важных навыков и умений.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от I к IV классу. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и физической подготовленностью, оказания доврачебной помощи при легких травмах. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Физическая культура» к концу 2 года обучения:
Учащиеся должны иметь представление:
- о зарождении древних Олимпийских игр;
- о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
- о правилах проведения закаливающих процедур;
- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
Уметь:
- определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
- вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
- выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
- выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные
упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
мальчики
девочки
Подтягивание в висе лёжа согнувшись,
кол-во раз
14 - 16
8 - 13
5 - 7
13 - 15
8 - 12
5 – 7
Прыжок в длину с места, см
143-150
128-142
119-127
136-146
118-135
108-117
Наклон вперёд, не сгибая ног в коленях
Коснуться
лбом колен
Коснуться
ладонями
пола
Коснуться
пальцами
пола
Коснуться
лбом колен
Коснуться
ладонями
пола
Коснуться
пальцами
пола
Бег 30 м с высокого старта, с
6,0-5,8
6,7-6,1
7,0-6,8
6,2-6,0
6,7-6,3
7,0-6,8
Бег 1000м
Без учёта времени
Содержание программы
раздел
Название разделов учебника
Кол – во часов
Соответствие к урокам
1
Знания о физической культуре.
5
Уроки: 2, 7, 47, 85, 97.
2
Способы физкультурной деятельности.
3
Уроки: 1, 74, 98.
3
Физическое совершенствование:
94
3.1 Гимнастика с основами акробатики.
25
Уроки: 75-84, 86-96, 99-102.
3.2 Лёгкая атлетика.
21
Уроки: 3-6, 8-12, 17-21, 32-34, 43,46.
3.3 Лыжные гонки.
18
Уроки: 48-65.
3.4 Подвижные игры.
30
Уроки: 13-16, 22-31, 35-42, 66-73.
Всего:
102 часа
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименование темы урока
Кол-во часов
Формы контроля
Дата проведения занятия
1
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку.
1
01.09
2
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. Эстафета с мячом.
1
05.09
3
Броски большого мяча снизу из положения стоя.
1
07.09
4
Броски большого мяча снизу из полож. стоя. Игра «Точно в мишень».
1
08.09
5
Броски большого мяча снизу из полож. стоя. Игра «Точно в мишень».
1
12.09
6
Броски большого мяча снизу из положения, сидя из-за головы. Игра «Мяч соседу».
1
14.09
7
История зарождения древних Олимпийских игр. Эстафета.
1
15.09
8
Равномерный бег с последующим ускорением.
1
19.09
9
Равномерный бег с последующим ускорением. Игра «Вызов номеров».
1
21.09
10
Челночный бег 3x10 м. Игра «Шишки — желуди — орехи».
1
22.09
11
Челночный бег 3x10 м. Игра «Шишки — желуди — орехи».
1
29.09
12
Бег с изменением частоты шагов. Игра «Пустое место».
1
28.09
13
Передвижения без мяча в стойке баскетболиста.
1
29.09
14
Передвижения без мяча в стойке баскетболиста.
1
03.10
15
Бег спиной вперёд.
1
05.10
16
Бег спиной вперёд. Игра «Шишки — желуди — орехи».
1
06.10
17
Прыжки на месте и с поворотом на 90° и 100.
1
10.10
18
Прыжки по разметкам.
1
12.10
19
Прыжки по разметкам. Игра «Космонавты».
1
13.10
20
Прыжки через препятствия.
1
17.10
21
Прыжки через препятствия. Игра «Мышеловка».
1
19.10
22
Передвижение с остановкой в шаге.
1
20.10
23
Передвижение с остановкой прыжком.
1
24.10
24
Передвижение с остановкой в шаге и прыжком.
1
26.10
25
Ведение мяча на месте. Игра « Бросок мяча в колонне».
1
27.10
26
Ведение мяча на месте. Игра « Бросок мяча в колонне».
1
27
Ведение мяча по прямой. Игра «Мяч среднему».
1
28
Ведение мяча по прямой. Игра «Мяч среднему».
1
29
Ведение мяча по дуге. Игра «Мяч соседу».
1
30
Ведение мяча по дуге. Игра «Мяч соседу».
1
31
Ведение мяча с остановкой по сигналу.
1
32
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
1
33
Метание малого мяча на дальность из-за головы. Игра «Вызов номеров».
1
34
Метание малого мяча на дальность из-за головы. Игра «Вызов номеров».
1
35
Остановка катящего мяча. Игра «Гонка мячей».
1
36
Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой.
1
37
Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по дуге.
1
38
Ведение мяча с остановкой по сигналу. Игра « Слалом с мячом».
1
39
Ведение мяча между стойками. Игра « Метко в цель».
1
40
Ведение мяча с обводкой стоек. Игра «Бросок ногой».
1
41
Ведение мяча с остановкой мяча частью стопы. Игра «Гонка мячей».
1
42
Ведение мяча ногой. Игра «Футбольный бильярд».
1
43
Прыжки в высоту с прямого разбега.
1
44
Прыжки в высоту с прямого разбега. Игра «Заяц без дома».
1
45
Прыжки со скакалкой.
1
46
Прыжки со скакалкой. Игра «Невод».
1
47
Физические упражнения, их отличие от естественных движений. ТБ при ходьбе на лыжах.
1
48
Передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом.
1
49
Передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом.
1
50
Спуски в основной стойке.
1
51
Спуски в основной стойке.
1
52
Спуски в основной стойке. Игра «Спуск с поворотом».
1
53
Спуски в основной стойке. Игра «Спуск с поворотом».
1
54
Спуски в основной стойке. Игра «Спуск с поворотом».
1
55
Подъем «лесенкой».
1
56
Подъем «лесенкой».
1
57
Подъем «лесенкой». Игра «Кто быстрее взойдет на горку».
1
58
Подъем «лесенкой». Игра «Кто быстрее взойдет на горку».
1
59
Торможение «плугом».
1
60
Торможение «плугом». Игра «Кто дальше скатится с горки».
1
61
Торможение «плугом». Игра «Кто дальше скатится с горки».
1
62
Ходьба на лыжах. Игра «Проехать через ворота».
1
63
Ходьба на лыжах. Игра «Проехать через ворота».
1
64
Ходьба на лыжах. Игра «Слалом на санках».
1
65
Ходьба на лыжах. Игра «Подними предмет».
1
66
Прямая нижняя передача мяча.
1
67
Прямая нижняя передача мяча. Игра «Неудобный бросок».
1
68
Боковая передача мяча.
1
69
Боковая передача мяча. Игра «Неудобный бросок».
1
70
Подбрасывание мяча на заданную высоту.
1
71
Подбрасывание мяча на заданную высоту. Игра «Волна».
1
72
Подбрасывание мяча на расстояние от туловища.
1
73
Подбрасывание мяча на расстояние от туловища. Игра «Волна».
1
74
Подвижные игры и занятие физическими упражнениями во время прогулок. Игры на воздухе.
1
75
Повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение.
1
76
Перестроение по двое в шеренге. Игра «Что изменилось».
1
77
Перестроение по двое в колонне. Игра «Конники-спортсмены».
1
78
Передвижение в колонне с разной дистанцией. Игра «Волна».
1
79
Передвижение в колонне с разным темпом. Игра «Посадка картофеля».
1
80
Передвижение в колонне по «диагонали». Игра «Прокати быстрее мяч».
1
81
Передвижение в колонне «противоходом». Игра «Отгадай, чей голос».
1
82
Передвижение в колонне. Эстафета «Веревочка под ногами».
1
83
Передвижение в колонне. Эстафета «Веревочка под ногами».
1
84
Эстафеты с обручами.
1
85
Закаливание организма (обтирание). Игры на воздухе.
1
86
Акробатические упражнения из положения лежа на спине.Игра «Волна».
1
87
Стойка на лопатках (выпрямив ноги). Игра «Что изменилось».
1
88
Стойка на лопатках (согнув ноги). Игра «Посадка картофеля».
1
89
Кувырок вперед в группировке. Игра «Прокати быстрее мяч».
1
90
Кувырок вперёд из стойки на лопатках. Игра «Конники-спортсмены».
1
91
Упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках.
1
92
Упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках.
1
93
Упражнения на низкой перекладине — вис стоя спереди, сзади.
1
94
Упражнения на низкой перекладине — вис стоя спереди, сзади.
1
95
Упражнения на низкой перекладине — зависом одной.
1
96
Упражнения на низкой перекладине —двумя ногами.
1
97
Основные физические качества: сил, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Сдача нормативов.
1
98
Измерение длины и массы тела. Сдача нормативов.
1
99
Танцевальные упражнения.
1
100
Танцевальные упражнения.
1
101
Танцевальные упражнения.
1
102
Танцевальные упражнения.
1
Всего по курсу:
102
Список литературы
для учителя:
1. «Физическая культура», Программы общеобразовательных учреждений, Начальная школа, 1-4классы, автор Матвеев А.П., М., Просвещение, 2009.
2. Матвеев А.П., Физическая культура. 2 класс. Учебник. — М.:Просвещение, 2009.
для обучающихся:
1. Матвеев А.П., Физическая культура. 2 класс. Учебник. — М.:Просвещение, 2009.