Календарно-тематическое планирование (литератур
Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Апрель » 12 » Календарно-тематическое планирование (литератур
    14:49
     

    Календарно-тематическое планирование (литератур

    ЕрмаковаС.В .,учитель русского языка

    и литературы МОУ СОШ № 30

    г. Калининграда

    ЛИРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ

    Александра Исаевича Солженицына

    (Урок внеклассного чтения в 9 классе)

    ЦЕЛИ: – совершенствовать умение анализировать литературное произведение (проблему жанрового своеобразия);

    - определить роль «Крохоток» в творческой биографии самого автора и историко-литературном процессе;

    -развивать умение работать в группе;

    -возбудить интерес к творчеству писателя, его личности.

    Словарь:

    Диссидент-(лат.)- инакомыслящий ,несогласный с политическими взглядами

    Прецедент- случай

    Импрессионизм-направление в искусстве, ставящее задачей передать субъективные впечатления

    ХОД УРОКА

    Урок был проведен в рамках Недели литературы (1 четверть) как урок памяти писателя, произведение прочитано заранее.

    В этом году нам впервые предстоит встреча с творчеством А.И.Солженицына.

    1. Что знаете об А.И.Солженицыне? (высказывания учащихся)

    Работа по развитию речи. Составление портрета нашего классика и современника в одном лице.

    2.Прочитайте высказывания современников (каждый получил карточку с суждениями) и выделите главное, ключевое определение.

    Показ слайдов № 1, № 2

    Александр Исаевич Солженицын
    ( 1918 – 2008 )

    1. Русский писатель
    2. Публицист
    3. Историк
    4. Общественный и политический деятель

    Творчество

    1. Рассказы и повести:
    2. Один день Ивана Денисовича
    3. Матренин двор
    4. Романы:
    5. Архипелаг ГУЛАГ
    6. Раковый корпус
    7. В круге первом
    8. Красное колесо
    9. Воспоминания, эссе, публицистика

    3.Прочитаем оценку творчества и деятельности А.И.Солженицына Л.Сараскиной, биографа писателя (Книга вышла в 2008 году. В ней запечатлена почти вся жизнь писателя, но смерти нет и не будет, пока люди будут читать произведения писателя).

    4.Словарная работа: «диссидент».

    Сегодня на уроке мы прикоснемся к истокам творчества писателя, его лирическим миниатюрам «Крохотки». Исследователи их еще называют «стихотворениями в прозе», маленькими рассказами, этюдами, эссе.

    Работа с опорными словами в теме урока:

    1.Лирический-господство чувств, признаки стихотворения (размер, использование небольших соразмерных строф)

    2.Миниатюра-малая проза (объем),например,афоризмы.

    Показ слайда №3

    Лирические миниатюры

    1. Написаны в 1958 – 1960 г.г. в Рязани.
    2. Цикл состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему, тематике, жанрово-стилистическим признакам.
    3. В 1964 г. отдал свое произведение в самиздат – цикл «стихов в прозе» под общим названием «Крохотки».

    (Слово учителя)

    В обширной критической литературе, посвященной творчеству писателя, его лирическим миниатюрам отводится мало места. А между тем «Крохотки» вполне заслуживают особого внимания, так как оказались значительным событием как в творческой биографии самого автора, так и в литературном процессе 60-70-х гг. 20в.

    «Крохотки» были написаны в 1958-1960 гг. в Рязани, но опубликовать их не смог. В 1964 г впервые отдал в самиздат (пояснить). Они вышли за границей под названием «Этюды и крохотные рассказы».Это первая публикация в зарубежной русской прессе произведений Солженицына, отвергнутого в СССР. Цикл состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему, тематике, жанрово-стилистическим признакам. Долгие годы считалось, что «стихотворения в прозе» И.С.Тургенева (7 кл.) едва ли не единственный прецедент (случай) этого рода в русской классике, удавшийся одному писателю (1878-1882).Но замечательные образцы прозаической миниатюры в русской словесности -явление известное. Черты этого жанра можно обнаружить у В.Короленко «Огоньки»(7 кл.), и у И.Бунина «Первая любовь». Поэтический элемент присущ и прозе М.Пришвина «Мартовская капель»(6 кл.)

    Цель урока обозначена: не только отработать специфику данного жанра, но и показать его развитие, своеобразие в творчестве писателя.

    Сообщение учащегося об основных чертах, характерных для тургеневских миниатюр.

    Итак, очень кратко определили истоки жанра, убедились, что у Солженицына были предшественники.

    Показ слайда № 4

    Цели:

    1. Проследить связь с предшественниками
    2. Проанализировать миниатюры с точки зрения формы и содержания
    3. Выяснить роль «Крохоток» в творческой биографии самого автора и их влияние на развитие историко-литературного процесса

    В чем же заключается заслуга писателя, что нового внес он в этот жанр ?

    (Работа в группах, обсуждение миниатюр с использованием опорных вопросов для исследования).

    Что значит рассмотреть, проанализировать с точки зрения формы и содержания?

    - При необходимости повторения понятий обращайтесь к таблицам Мещеряковой, т.е. к инструментарию анализа.

    Вашу исследовательскую работу должен будет защищать один ученик.

    Записи заносить в таблицу ( см. ниже)

    Ход исследавания

    Условно разобьем миниатюры на группы по форме:

    _1 группа: «Крохотки», написанные в форме аллегорической миниатюры (иносказательный смысл).

    В качестве образца анализа рассмотрим вместе с учителем миниатюру «Вязовое бревно»:

    - Что становится объектом описания? (Обыкновенная колода дерева)

    -Что символизирует вязовое дерево?(Стойкость, могущество природы. способность к сопротивлению и сохранению своих живительных сил)

    - Художественные средства, которые использует автор для раскрытия идейного замысла? (эпитеты, олицетворения, сравнение, многосоюзие, инверсия).

    Проблематика

    Автор-позиция

    Стилевые особенности

    Примечания

    Выявим особенности авторского стиля: представленное «мгновение», казалось бы, повседневности приобретает яркость, красочность, импрессивность (субъективность) и одновременно выражает более глубокий, чем кажется ,на первый взгляд, смысл.

    Работа в группах (Смотри вопросы-приложения к анализу).

    Аллегорический смысл содержит и миниатюра «Костер и муравьи».

    Вопросы:

    1.Какое мгновение жизни попадает в поле зрения героя-повествователя?

    2.Как автор поэтизирует стихийный героизм? (Через описание…)

    3.В чем смысл миниатюры?

    4. Отметьте стилистические особенности: (почувствовали выразительность описания? публицистичность? призывность? С помощью каких языковых средств?)

    Приблизительные ответы:

    1.Муравьи попали в костер вместе с бревном ,в котором жили.

    2.Автор поэтизирует их стихийный героизм через описание действий: мечутся, погибают в пламени …

    3.Нежелание покидать свой родной дом

    4.Но этим смысл не исчерпывается: возвратиться, чтобы возродить…

    Вывод 1:

    Нельзя покидать родину, находящуюся в опасности - страстный призыв к современникам. Позже эта мысль найдет отражение в статье «Образованщина»(1974_),где Солженицын осудит русскую интеллигенцию, уехавшую на запад из-за материальных соображений, обвинит их в равнодушии, отсутствии патриотизма. Очень сильно и лирическое начало -_чувства самого автора. Уловили актуальность ?

    2-ая группа.

    Иначе построены миниатюры, которые условно можно определить как философские этюды.

    «Колхозный рюкзак»

    Вопросы:

    1.Какой обыкновенный предмет явился толчком к размышлениям автора?

    2.Какими качествами этого плетеного короба восхищается

    повествователь?

    3.Но: о чём размышляет автор, какие качества русской женщины- колхозницы опосредованно хочет отразить автор?

    4.Какой художественный приём он использует: диалог или внутренний

    монолог?

    5.Каким неожиданным выводом завершил повседневное повествование

    автор? Не возникли ли у вас ассоциации с творчеством А.С.Пушкина? Какие строчки можете процитировать)? (тема о назначении поэта и поэзии).

    Несёт ли повествование метафорический (переносный) смысл?

    Приблизительные ответы :

    1.Крестьянская корзинка, рюкзак.

    2.Прочный.

    3.Но: смекалистость, трудолюбие женщины, взявшей на свои плечи про-

    питание семьи.

    4.На первый план выдвигаются размышления автора (внутренний

    монолог).

    5.Ассоциации-с писательским трудом, который он понимает как ответст-

    венность, общественный долг: «чувства добрые» лирой пробуждать,

    « милость к падшим» призывать, « глаголом жечь сердца людей».

    Вывод 2:

    Эти мысли развивает дальше в творчестве («Нобелевская лекция»). Подлинное искусство может уберечь мир от нравственной катастрофы.

    3-я группа. «Крохотки» близки по жанру к литературному фельетону.

    «Мы – то не умрём»

    Вопросы:

    1.За что писатель гневно обрушивается в этом фельетоне на сограждан?

    2.Можно ли утверждать, что автор-повествователь выступает как гражданин,

    моралист (как понимаете это слово)?

    3.Удалось почувствовать нравоучительный характер миниатюры?

    4.В каких строчках звучит ирония, ироническая интонация?

    Приблизительные ответы:

    1.Гневно обрушивается за бессердечие, утрату памяти об умерших и потре-

    бительское отношение к жизни.

    2.Нравоучительный трактат.

    3.Иронический тон повествования.

    Вывод 3:

    Писатель констатирует нравственные «болезни общества». Солженицын

    сигнализирует о проблемах, которые позже подвергнет глубокому и все-

    стороннему анализу в своих романах, эссе, публицистике.

    4-я группа. «Крохотки» можно определить как путевые очерки – плод

    путешествий автора на велосипеде вдоль Оки.

    «Прах поэта»

    Вопросы:

    1.Место действия очерка, реально ли оно?

    2.Проследите, как очерковые зарисовки переплетаются с размышлениями,

    оценками, публицистическими интонациями автора:

    - В начале миниатюры автор выступает в роли наблюдателя-информатора.

    Как он описывает историческое прошлое?

    - Для чего введён второй рассказчик? Как приём контраста помогает автору

    прокомментировать современность (какое это время), характеры людей

    (на какие детали обратили внимание)?

    - Что вызывает боль и гнев автора-мыслителя и судьи в конце очерка?

    3.Какой образ особенно потрясает?

    4.В чём Солженицын видит истоки духовного и нравственного падения

    соотечественников (разложения личности)? (обратите внимание на детали

    - символы веры, культуры).

    Приблизительные ответы:

    1.Реальное место.

    2.Рассказчик-повествователь тождествен автору.

    3.В начале он наблюдатель, информирует об историческом прошлом Льгова.

    А во второй части – контраст с современностью, где второй рассказчик –

    равнодушный свидетель. В третьей части «прах поэта» - самая пронзитель-

    ная строка. Автор – мыслитель, судья. Гнев, боль писателя, опечаленного

    разорением, уничтожением уникальных памятников (Даже враг не тронул).

    Я.Полонский – «репрессирован» ?!

    4.Истоки нравственного падения соотечественников – в полном разрыве с на-

    циональными и религиозными традициями.

    Вывод 4:

    Миниатюра обличает идеологию коммунистов на документальной основе.

    Подведём итоги.

    Показ слайда 5.

    Значение:

    1. Возродил и развил жанр лирической миниатюры.
    2. Прозвучали основные мотивы всего творчества писателя.
    3. Проявился своеобразный художественный почерк писателя: сплав исповеди и проповеди, публицистики, мемуаристики и документа, разнообразных языковых пластов.
    4. Появление нового течения в литературе- «деревенской прозы», лирической прозы.

    - В «Крохотках» представлены все основные темы творчества писателя, в которых он решает самые сложные проблемы нравственного, философского характера.

    - За краткостью каждой миниатюры кроется глубина мыслей, чувств, переживаний о родной, любимой России. Миниатюры лиричны, носят импрессивный (субъективный) характер.

    - Рассказчик-повествователь тождествен самому автору. В основе миниатюр-простые мгновения из реальной жизни самого автора.

    -Мастерски владеет арсеналом приемов художественного письма, язык образный, речь эмоциональна .призывна, проста и понятна.

    Еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока

    Читая миниатюры, мы убедились, что никакого парадокса в оценке личности Солженицына нет. Это действительно личность яркая, неординарная, неравнодушная, стойкая, сильная – «один в поле воин». Именно от отсутствия множественности проявления личного сопротивления всему диавольскому так сокрушался писатель. Он ждет от каждого из нас личного участия в «обустройстве» России.

    -Писатель не только возродил, но и развил жанр миниатюры. В.П.Астафьев «Затеси», Б.Екимов «Миниатюры» (Лауреаты солженицынской премии)-продолжают традиции русской классической литературы.

    Домашнее задание:

    Самостоятельно проанализировать одну из миниатюр или дать развёрнутый

    ответ: «Каким вам представляется автор «Крохоток»?»

    Литература:

    1.Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына –

    «Литература» №30/1997.

    2.Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М.: «Айрис», 2000.

    3.Сараскина Л. Александр Солженицын. М.: Молодая гвардия, 2008.

    Просмотров: 101 | Добавил: saabet | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0



    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz